Исследование по выпускникам детских домов 2017 год — Дети наши
ru en
Благотворительный фонд «Дети наши»
+7 (495) 787–99-70 info@detinashi.ru

01

Ноябрь 2017

Исследование по выпускникам детских домов 2017 год

Для того чтобы проекты фонда были эффективными и действительно помогали детям в детских домах, нам важно иметь собственную статистику, а не опираться на малодостоверную и устаревшую информацию в интернете.

Для этого мы уже третий год подряд изучаем жизнь выпускников подшефных детских домов — узнаем, как складывается жизнь ребят после выпуска, помогли ли наши проекты по социальной адаптации в самостоятельной жизни, с какими проблемами и трудностями сталкиваются выпускники.

В этом году в исследовании приняло участие 114 человек. Это составляет 39% от общего числа выпускников за период 2008-2016 гг. (всего за это время из двух детских домов Смоленской области вышли в самостоятельную жизнь 292 ребенка). К сожалению, многие выпускники остаются недоступны для контакта – они не поддерживают связь с учреждением, своими одноклассниками и ровесниками.

Наша статистика показывает – только 22% детей в интернатах являются полными сиротами, остальные дети относятся к категории, так называемых социальных сирот (случаи, когда один или оба родителя ребенка живы).

 

 

Большинство детей (81%) покидают детский дом после 9-го класса, и только 19% выпускников уходят после 11-го. К сожалению, немногие дети поступают в учреждения высшего образования, но яркие примеры таких детей определенно есть.

 

Какие специальности чаще выбирают:

В каких сферах работают:

 

Насколько дети вовлечены в проекты фонда? Статистика показывает, что ежегодно с 2010 года примерно три четверти детей в детских домах так или иначе участвуют в проектах фонда, а 25% — являются активными участниками – занимаются в нескольких кружках сразу, занимаются с репетиторами, участвуют в профориентационных мероприятиях.

Сегодня ребятам 17-28 лет; занятость, материальное и семейное положение большинства не отличается от того же у «домашних» сверстников: студентов больше всего в группе 17-20 летних; материальное положение выше в группе 24-28 летних; до 23 лет большинство живет не в браке.

 

Главный вопрос нашего исследования – насколько успешно реализуют себя выпускники в самостоятельной жизни, и какая помощь им нужна на данный момент. Для более конкретного ответа на этот вопрос мы внимательнее подошли к вопросу определения благополучия. Рассмотрев различные современные исследования в области изучения личностного благополучия (например — World Happiness Report), мы разделили выпускников, про нынешнюю жизнь которых нам известно, не на две группы, а на три — выделили в этом году дополнительную группу (группа В), в которую попали ребята, которых нельзя однозначно отнести ни к категории «Устойчиво благополучных» (группа А) ни к категории «Относительно неблагополучных» (группа С):

Корреляция, зафиксированная в 2015-2016гг, повторилась и в этот раз — самые активные участники проектов Фонда чаще оказываются благополучными во взрослой жизни.

Конечно, мы не можем утверждать, что мастерские вместе с дополнительными уроками и различными мероприятиями сделали большинство наших детей самостоятельными и ответственными. Минимум, на который мы точно можем претендовать и чем можем гордиться – это то, что нам действительно удалось поддержать в детях рвение к лучшему, удалось создать им нормальные условия для развития.

Статистика уже третий раз отмечает следующую тенденцию: самые активные участники проектов чаще всего общались со своими кровными родственниками во время пребывания в детском доме. Мы, безусловно, признаем важность подобных контактов (в нашем прошлом исследовании «Отношение детей к своей кровной семье» нам удалось сделать не один вывод о важности таких контактов), однако, потенциал и влияние этого общения на будущую жизнь выпускника, все еще остается неисследованным.

 

 

Большинство выпускников продолжают общение со своими родственниками и после интерната:

Именно для того, чтобы у каждого ребенка была возможность общаться со своими родственниками работает проект фонда «Не разлей вода». А для тех ребят, кто оказался в детском доме, потеряв все контакты со своей семьей, мы запустили проект наставничества – «Будем вместе». Эти проекты направлены на то, чтобы каждый ребенок обрел своего «значимого взрослого» — родственника или наставника. Ведь наша статистика указывает, что число благополучных выпускников, общавшихся с родственниками, значительно выше:

Кроме прочего, мы спросили самих выпускников – «Как изменилась твоя жизнь, по сравнению с прошлым годом»? Большинство оценивает изменения в своей жизни за год, как изменения к лучшему, что говорит об их позитивном отношении к своему настоящему:

Однако, сравнив показатели с 2016 годом, мы обнаружили следующую картину: процент «относительно неблагополучных» выпускников сократился (с 14% до 6%). Однако, уменьшилась и доступность выпускников для контакта, а группа «относительно благополучных» выпускников (А и В) уменьшилась с 34% до 32%.

 

Данная динамика отражает то, что выпускники в самостоятельной жизни нередко встречаются с жизненными трудностями и сложностями, способными существенно нарушить их жизненную стабильность. Для нас, сотрудников фонда, это является очередным подтверждением того, что этим ребятам необходимо продолжать оказывать помощь и поддержку даже после выпуска из интерната.

Большинство «сложных» ситуаций для выпускника связаны с юридическими вопросами и защитой собственных прав. Именно по этой причине в Смоленской области работает юрист фонда, оказывающий юридическую помощь и сопровождение.

 

В порядке заключения:

  • В течение трех лет проведения опросов каждый раз мы достигали не более половины всех выпускников. Зато доля выпускников, кому удалось адаптироваться ко взрослой жизни («устойчиво благополучные») всегда преобладала. Это оставляет нам надежду на то, что и среди тех, с кем сегодня контакт потерян, достаточно много успешных историй.
  • Из года в год подтверждается корреляция между активностью участия выпускников в проектах Фонда во время пребывания в детском учреждении и их благополучием в дальнейшей взрослой жизни. Это доказывает, что нам удалось поддержать в детях стремление к лучшему: расширить их возможности, передать полезные навыки.
  • За период проведения подобных опросов в Фонде появилось 3 новых направления работы, обоснование которым мы находим в результатах опроса – как то, что отвечает потребностям ребят. Это работа по восстановлению связей воспитанников учреждений с их кровными родственниками (три из четырёх выпускников поддерживают связь со своими родственниками во взрослой жизни), индивидуальное наставничество для детей-сирот и юридическое сопровождение выпускников.

Мы продолжим углубляться в понимание жизненного опыта воспитанников детских учреждений. На осень 2017 г. запланирован второй этап исследования, посвященный изучению жизненного опыта выпускников детских домов.

Посмотреть результаты исследования в PDF и скачать можно в разделе Наши материалы.

Поделиться:

Нас поддерживают

Яндекс.Метрика