Критерии выбора случая для работы по восстановлению отношений воспитанников учреждений для детей-сирот с родными семьями — Дети наши
ru en
Благотворительный фонд «Дети наши»
+7 (495) 787–99-70 info@detinashi.ru

19

Февраль 2018

Критерии выбора случая для работы по восстановлению отношений воспитанников учреждений для детей-сирот с родными семьями

Актуальность выработки фокусировки

Плотно включившись в 2014 году в работу с кровными семьями воспитанников учреждений для детей-сирот, специалисты проекта «Не разлей вода. Смоленская область» первоначально видели одну главную цель — возврат воспитанника учреждения обратно в кровную семью (после ее реабилитации). Потребовалось время, чтобы оценить всю значимость просто восстановленных контактов. Благодаря специалистам проекта многие воспитанники учреждения стали снова общаться со своими родителями и кровными родственниками. Постепенно (в том числе благодаря приглашенным экспертам проекта Екатерине Жуйковой и Татьяне Панюшевой) добавилось еще два направления работы с кровными семьями — реконструкция личной и семейной истории ребенка при помощи «Книги жизни», а также организация «ритуала прощания» ребенка со своей семьей, в случае если семейная система полностью отказалась от ребенка (при сохранении всех ресурсных моментов семейной истории в «Книге жизни»).
Дальнейшее развитие проекта потребовало выбора критериев тех случаев, которые могут быть приняты в работу. Информация о необходимости выработки данных критериев была получена сотрудниками программы «Не разлей вода» еще в 2015 году в ходе организационной супервизии, предоставленной Благотворительному фонду «Дети наши» Благотворительным детским фондом «Виктория» (в рамках программы «Развитие. Рост. Перспектива»). Однако пока необходимость выработки фокусировки не была осознана изнутри, работа над критериями выбора случаев, принимаемых в работу, не начиналась.
Осознанная необходимость выработки критериев опиралась на следующие представления:
1. Работа по восстановлению отношений воспитанников интернатного учреждения — трудоемкий и длительный процесс. И если неправильно распределить ресурсы, то можно долго биться за один недостижимый случай, упуская возможность поработать с тремя случаями, где возврат с семью наиболее возможен. Здесь в первую очередь имеются в виду детигодичники и дети, недавно поступившие в учреждение, то есть дети, чей разрыв с семьей произошел относительно недавно. Если своевременную работу не провести, то эти ребята пополнят когорту воспитанников, семейное устройство которых чрезвычайно затруднено.


2. Ресурс проекта «Не разлей вода. Смоленская область» является (как и все прочие ресурсы) ограниченным. С учетом того, что специалисты включены в разные другие направления деятельности, необходимо сфокусироваться на самом актуальном и самом достижимом в работе с кровными родственниками.
3. Четкая фокусировка позволяет специалистам лучше определяться с направлениями деятельности и критериями ее эффективности. В противном случае существует риск профессионального выгорания специалистов, так как достигнутый в процессе большой проведенной работы результат часто размыт и неочевиден.

Выбранные критерии

К настоящему моменту критерии определены следующим образом.
В работу по восстановлению отношений с кровной семьей в первую очередь должны попадать дети, которые входят в следующие две группы:
Дети-годичники. Это дети, которые оказались в учреждении по заявлению родителей. Известно, что писать подобные заявления настоятельно «рекомендуется» родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Но поскольку никакой иной помощи взрослым не предлагается, через год часто следует лишение родительских прав, и дети остаются в учреждении уже в качестве детей-сирот.
Дети, недавно прибывшие в учреждение. Здесь имеются в виду дети, чей период «сиротства» относительно недолог, и они попали в учреждение из больницы или приюта. Как и в первой из указанных групп, здесь разрыв с кровной семьей еще не произошел или произошел относительно недавно, что увеличивает шансы на восстановление отношений.
Также в рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область» ведется работа по реконструкции личной и семейной истории воспитанников. Здесь рассматриваются следующие группы:
Дети 7–12 лет. Дети младшего и среднего возраста особенно нуждаются в работе с психологом по теме кровной семьи. Специально для этого разработан методический инструмент — «Книга жизни». Психологу в этой работе помогает социальный педагог, который осуществляет поиск необходимой информации. Работа с детьми проводится в индивидуальном режиме.
Дети 12–18 лет. Детей среднего и старшего подросткового возраста рекомендуется включать в групповые тренинги по реконструкции семейной истории и формированию образа будущей семьи. Этот опыт является чрезвычайно удачным. Такой подход целиком и полностью соотносится с идеей известного клинического и семейного психолога Екатерины Жуйковой, говорившей о том, что если работа с темой кровной семьи в учреждении начинается, то в нее должны попадать все дети. Внедрение тренинговых занятий с подростками по программе О.П. Решетовой запланировано в проекте «Не разлей вода. Смоленская область» в 2017 году.
Принятая в проекте «Не разлей вода» фокусировка подразумевает следующее распределение обязанностей между специалистами.

Роли специалистов проекта

При сужении группы воспитанников, которая попадает в работу, расширяется репертуар ролей специалистов.
1. В команде «Не разлей вода» есть два психолога и два социальных педагога. Ниже будет представлен расширенный спектр их обязанностей, часть из которых напрямую соотносится с описываемым направлением по работе с кровными семьями воспитанников интернатных учреждений.
В функциональные обязанности психологов входит:
– участие в составлении индивидуального плана помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
– проработка вопросов, связанных с личной и семейной историей ребенка в индивидуальном и групповом порядке;
– консультирование кровных родителей и родственников, а также кандидатов в замещающие родители, членов замещающих семей по вопросам помощи ребенку;
– организация и проведение тематических мероприятий: Клуб принимающих семей Сафоновского района, курс «Между нами, девочками», семинаров, тренингов и пр.;
– участие в написании методических материалов и заявок на гранты;
– участие в мероприятиях, направленных на обобщение, анализ и распространение опыта БФ «Дети наши» по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
– прохождение регулярного обучения по программам фонда (параллельно с работой).

 

В функциональные обязанности социальных педагогов входит:
– участие в составлении индивидуального плана помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
– сбор информации о личной ситуации ребенка из всех доступных источников (личная карта, воспитатели, соседи, школьные учителя, кровные родственники и пр.);
– взаимодействие с организациями — ООП (органами опеки и попечительства), ШПР (школой приемных родителей), общеобразовательной школой и др. — по вопросам помощи ребенку;
– консультирование кровных родителей и родственников, а также кандидатов в замещающие родители, членов замещающих семей по вопросам помощи ребенку;
– взаимодействие с воспитанниками учреждения по вопросам его жизнеустройства;
– организация и проведение тематических мероприятий: Клуб принимающих семей Сафоновского района, курс «Между нами, девочками», семинаров, тренингов и пр.;
– участие в написании методических материалов и заявок на гранты;
– участие в мероприятиях, направленных на обобщение, анализ и распространение опыта БФ «Дети наши» по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
– прохождение регулярного обучения по программам фонда (параллельно с работой).

2. При работе с каждым конкретным ребенком обязательно выбирается менеджер случая. В зависимости от группы, в которой находится ребенок, менеджером случая может выступать либо психолог, либо социальный педагог. Он курирует и направляет работу второго специалиста (если менеджером случая является психолог, он курирует работу социального психолога, и наоборот).

 

3. Также в проекте есть еще одна роль — координатор базы данных.
Должность эта выборная и назначается она сроком на один год.
В задачи координатора входит:
– поддержание базы данных по воспитанникам учреждения;
– организация регулярных встреч команды проекта «Не разлей вода. Смоленская область» с целью информирования специалистов о поступивших и вышедших детях и выборов менеджеров случая для каждого ребенка, попадающего в ту или иную группу работы;
– организация регулярных встреч команды проекта «Не разлей вода. Смоленская область» с целью закрытия либо продления случая (то есть куратор отслеживает сроки работы по каждому конкретному случаю);
– также у координатора базы данных есть еще одна дополнительная обязанность — составление итоговых отчетов по работе за месяц для отправки директору учреждения.

Завершение случая

Определение типа случая, которые фонд может «открыть» и принять в свою работу, неизбежно предполагает определение критериев «закрытия случая». Случай считается «закрытым», если происходит достижение заявленной цели. Однако к достижению цели нельзя двигаться бесконечно. В настоящий момент принимается, что работа по случаю ведется в течение полугода (6 месяцев) и продлевается до года, если в ситуации есть определенные сдвиги, которые позволяют делать заключение о том, что продолжение работы приведет к намеченным результатам. Процедура закрытия/продления случая происходит в ходе группового обсуждения.
Тема кровной семьи проходит красной нитью через все мероприятия программы «Не разлей вода» БФ «Дети наши». Так, например, в ходе организованного фондом Клуба принимающих семей Сафоновского района обсуждаются вопросы по выработке правильного отношения к кровной семье приемного ребенка и построению коммуникации с кровными родственниками. В ходе занятий по курсу «Между нами, девочками» для старших воспитанниц СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа» прорабатываются вопросы, связанные с опытом жизни девочек в своих кровных семьях. Фонд регулярно проводит обучающие мероприятия по разным аспектам работы с кровными семьями для специалистов сферы защиты детства Смоленской области.
Все способствует развитию проекта и в конечном счете должно вести к достижению значимого социального эффекта.

Автор статьи Александра Омельченко, руководитель программы «Не разлей вода».

Данная статья вошла во второй сборник нашего фонда «Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства». Ознакомиться со сборником подробнее и скачать его можно в разделе «Материалы».

Поделиться:

Нас поддерживают

Яндекс.Метрика