Личностный опыт выпускников детских домов в контексте значимых событий — Дети наши
ru en
Благотворительный фонд «Дети наши»
+7 (495) 787–99-70 info@detinashi.ru

04

Апрель 2018

Личностный опыт выпускников детских домов в контексте значимых событий

Какие сложности ждут выпускников детских домов в самостоятельной жизни?

Что из их опыта жизни в интернате им помогает, а что мешает?

Что фонд “Дети наши” может еще сделать или сделать лучше, чтобы помочь выпускникам лучше подготовиться и легче пережить сложный период адаптации в самостоятельной жизни?

Мы решили спросить об этом у самих выпускников и в дополнение к нашему ежегодному количественному исследованию провели глубинное интервью с нашими выпускниками, которые уже окончили школу, покинули детский дом и живут самостоятельно.

Мы поговорили с ребятами о жизни в детском доме, о первом годе после выпуска и о том, как они ощущают себя сейчас, спустя 1 – 7 лет после выпуска из детского дома.
Исследование проводилось благотворительным фондом «Дети наши» в партнёрстве с МГППУ при поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Среди наибольших трудностей во время жизни в учреждениях ребята называли:

— тотальное одиночество и переживание разрыва с семьёй:

«Самым сложным было принятие того, что родственники от тебя отвернулись».

— проблемы в коллективе:

«У меня друга там никогда не было. Это не то место, чтобы завести друга нужно в первую очередь доверие почувствовать. А чтобы почувствовать доверие нужно самому людям научиться доверять, а там такого нет».

Однако ни один респондент не назвал опыт жизни в учреждении негативным. В большинстве случаев ребята называли его нейтральным и даже позитивным, который многому научил.

Говоря о том, что поддерживало их в интернате, ребята упоминали: братьев и сестёр, живших вместе с ними, родителей, бабушек и других родственников, которые навещали ребят и забирали на выходные.

Также, отвечая на вопрос о том, что приносило радость во время проживания в детском доме, респонденты вспоминали дополнительные занятия, поездки в Москву, в летний лагерь, участие в конкурсах.

Называли и конкретные проекты фонда: регулярные занятия с волонтёрами (проект фонда «Волонтёр»), «Социальная квартира» и кружки (наш проект «Вектор развития»), репетиторы (проект «Компас») – ребята говорили о большом выборе таких занятий и об их пользе:

«Я до сих пор строчу дома на старенькой машинке. И вязание у нас было, и вышивание. Я и сейчас вышиваю. Мы могли ночами сидеть и украдкой вышивать, несмотря на то, что завтра в школу».

Слайд из исследования по выпускникам. 2017 год

 

Большинство ребят признались, что первый год вне учреждения был один из самых сложных периодов в их жизни.
Многим сразу пришлось столкнуться с испытанием деньгами. Сироты получают пенсию по потере кормильца, в Смоленской области пенсионное пособие при потере матери или обоих родителей чуть более 10 тыс. руб. в месяц. Пока дети живут в учреждении деньги хранятся на их счёте, доступ к которому они получают сразу после выпуска из детского дома. Конечная сумма у всех разная и зависит от того, как давно ребёнок получил статус сироты:

«Я могу точно сказать: все выпускники нашего класса просто разбросали деньги. А теперь мучаются, потому что такую сумму, которую им предоставил интернат после выпуска — 300 тысяч, 500 тысяч — им не собрать никогда».

«Очень не хватало уроков финансовой грамотности. Было бы круто, если бы нас научили, как правильно формировать свой бюджет».

 

А также сразу после выпуска ребята столкнулись с тотальным одиночеством и новыми правилами взаимодействия с людьми, к которому были не готовы.

«Это мрак. Я очень плакала первые дни. Когда переехала и осталась одна».

Наши интервьюеры, психологи, сотрудники фонда, спросили и про то, как складывается жизнь ребят сейчас.

Ребята, прежде всего, назвали сложности материального характера. Респонденты жаловались, на отсутствие финансовой стабильности и нормальной работы. Многие сожалели, что бросили учебу и теперь не могут претендовать на высокооплачиваемую работу:

«Нужна хорошая работа. – Что тебе для этого нужно? — Надо было окончить высшее учебное заведение. – Почему не хочешь доучиться сейчас? – А кто будет деньги зарабатывать, на что я буду жить?»

Отсутствие доверительных, близких отношений – ещё одна универсальная причина отсутствия благополучия в жизни:

«Знакомые у меня есть, а друзей нет. Мой друг – это подушка. Даже мужу высказаться не могу. Почему – не знаю, барьер стоит, все держу в себе».

Одним из главных ресурсов самостоятельной, взрослой жизни многие назвали родственников: приёмных или кровных родителей, супругов, а также юриста нашего фонда, которая оказывает консультации выпускникам детских домов и помогает добиться соблюдения прав.

Данное исследование подтвердило верный вектор работы фонда «Дети наши».

Во время проживания в сиротских учреждениях детям надо давать возможность принимать самостоятельные решения, и учить их брать на себя ответственность за свои поступки и обещания.
Ребятам важно регулярно покидать стены детского дома, общаться с новыми людьми, пользоваться общественным транспортом, иными словами, социализироваться в обществе, в котором совсем скоро им предстоит жить.
На ликвидацию пробелов в этих областях во многом направлена наша выездная программа «Каникулы со смыслом», а в проекте «Вектор развития», который даёт возможность детям заниматься в творческих, профориентационных и спортивных кружках, в 2018 году появились новые секции, занятия в которых проходят не в детском доме, а в ближайшем городе.

Исследование ещё раз подтвердило, что первый год после выпуска из учреждения очень сложный для выпускников. Поэтому крайне важно не терять контакт с выпускниками, сохранять связь через все доступные каналы.

Результаты этого исследования будут использованы в работе проекта наставничества «Будем вместе» и «Будем вместе. Москва» и помогут в подготовке волонтёров-наставников, которые готовы сопровождать выпускников детских домов и помогать им адаптироваться во взрослой жизни.

Собранные данные будут использованы фондом при планировании тренингов в проекте наставничества для студентов московских ВУЗов из числа иногородних детей-сирот, особенно в части сопровождения и адаптации к условиям большого города и жизни вне интерната.

И, конечно, результаты исследования подтверждают необходимость в продолжении работы проекта постинтернатного сопровождения выпускников.

В соответствии с полученными выводами, фонд планирует организовать знакомство нашего специалиста проекта «Постинтернатное сопровождение» с подопечными детских домов минимум за год до их выпуска из учреждения. Наш специалист поделится необходимыми контактами и расскажет ребятам об их правах, льготах и обязанностях.

Подробное исследование вы найдёте на нашем сайте в разделе «Материалы». Его можно прочитать и скачать.

Поделиться:

Нас поддерживают

Яндекс.Метрика