Личностный опыт выпускников детских домов — Дети наши
ru en
Благотворительный фонд «Дети наши»
+7 (495) 787–99-70 info@detinashi.ru

05

Апрель 2019

Личностный опыт выпускников детских домов

— Каково это –  провести детство в детском доме?
— Какой след оставляет на настоящем и будущем такой опыт?
— Как выпускники детских домов оценивают свое прошлое?
— Что чувствовали, живя без родителей?
— О чем думали, когда покинули коллективные учреждения и оказались одни?
— Что чувствуют сейчас – спустя годы, как относятся к себе, своему детству и опыту сиротства.

Ответы на эти вопросы важны всем, кто хочет грамотно и комплексно помогать детям-сиротам. Эти знания позволяют посмотреть на проблему сиротства с разных сторон, скорректировать работу и помогать эффективнее.

Мы придумали только один способ, как узнать ответы на эти и многие другие вопросы, – встретиться и лично пообщаться с нашими подопечными, бывшими воспитанниками подшефных фонду детских домов.

Так, в 2018 году мы провели первое глубинное интервью с двенадцатью выпускниками Сафоновского и Шаталовского детских домов.

В этом году к исследованию фонда «Дети наши» присоединились партнёры из других НКО, которым также небезразлична судьба людей, переживших опыт сиротства, –– это дало возможность охватить большее количество респондентов и увидеть картину полнее.

В 2019 году мы и наши коллеги поговорили еще с 28 ребятами. Итого теперь у нас 40 уникальных бесед: с 22 юношами и 18 девушками, с опытом сиротства за плечами и живущими самостоятельно более года.

Опрос был разделен на три части:
— узнали о чувствах, которые испытывают выпускники, вспоминая жизнь в детских домах;
— узнали об их эмоциях касательно первого года после выпуска;
— поговорили про жизнь респондентов здесь и сейчас.

Каждый жизненный этап респондентов, в свою очередь, анализировался с точки зрения трех составляющих:

— сложностей;
— ресурсов, которые помогли преодолеть сложности;
— и установок –– восприятия самих себя на разных жизненных этапах.

Все интервью проводились лично.

Благодарим за сотрудничество фонды «В твоих руках», «Вверх», «Соучастие в судьбе», «Большая перемена», исследование проведено при финансовой поддержке фонда Тимченко.

Детский дом
«Это были и радость, и слёзы» –– цитата юноши, который выпустился из учреждения три года назад.
Этой фразой можно обобщить воспоминания респондентов о детском доме.

Опыт жизни в учреждениях был во многом хорошим.
У кого-то из воспитанников появился интерес к учебе, кто-то научился вести быт, разбираться в людях, выступать на сцене, было много поездок по городам России и даже заграницу. Несколько респондентов высказали неподдельную ностальгию по тому времени.

Однако для 7 из 40 респондентов жизнь в детском доме была испытанием: там было и насилие, и мысли о суициде, и ощущение тюрьмы.
Опыт выживания, о котором хочется забыть, но не получается.

Ресурсы в детском доме
Среди ресурсов, которые, как ребята понимают теперь, им действительно помогали в детстве, абсолютное большинство респондентов упоминали родных людей: братьев и сестер, которые также находились в интернате, родственников, которые навещали или забирали на выходные.
Упоминались истории о наставниках, которые не просто поддержали детей-сирот во время жизни в интернате, но продолжают это делать по сей день:

Также через одного ребята рассказывали, что ресурсом жизни в стенах детского дома были выезды из него: походы, поездки в летние лагеря, участие в региональных конкурсах и соревнованиях.

Еще один важный ресурс для большинства –– хороший контакт с воспитателями.

В интервью отдельно задавался вопрос о том, как ребята выбирали, куда поступить после школы:

  • 16 из 40 респондентов сделали выбор самостоятельно;
  • В девяти случаях сделать выбор помогли: воспитатели, наставник,
    приемная мама;
  • В четырех случаях выбор был сделан спонтанно («пошел за компанию»),
  • В девяти случаях выбора не было (выпускника направили в учебное заведение);
  • В оставшихся двух случаях выпускники не продолжили учиться после интерната.

Первый год самостоятельной жизни
Самый сложный период, согласно глубинным интервью, –– это первый год самостоятельной жизни. Здесь молодых людей ждала целая палитра трудностей: столкновение с самостоятельностью, испытание деньгами, отсутствие навыков самоконтроля и многое другое.

 

Бытовые вопросы также упоминались при беседах с выпускниками, но с большинством вопросов они справились самостоятельно и без особых сложностей. Исключение составляет вопрос долгов за квартиру и собственно «квартирный вопрос» – для решения таких вопросов выпускникам детских домов помощь очень нужна.

Ресурсы в первый год взрослой жизни
Ресурсом в этот период вновь становятся родственники, надежные взрослые (наставники, опекуны), знакомые по интернату, с которыми удалось сохранить контакт и кто имеет больший опыт в самостоятельной жизни.

Первое и почти единогласное восприятие самостоятельной жизни –– это жизнь, в которой много свободы и, по ощущениям, нет обязательств. В реальности первый год после выпуска – год набитых шишек и познания себя преимущественно через ошибки.
Вот как описывает свой опыт выпускник детского дома, который живет самостоятельно более четырех лет:

«На данном этапе успехов не будет. Будут провалы, разочарования. Самый ответственный момент после выпуска, я считаю, – это первый год. Люди должны понять себя и понять, как видеть этот мир».

Сегодняшний день

Опрос показал, что спустя несколько лет после выпуска и после окончания учебы ребята начинают осознанно стремиться к стабильности и “нормальной” жизни. Бывшие выпускники начинают откладывать деньги и планировать будущее.
У большинства сложности связаны, прежде всего, с материальными ресурсами и отсутствием хорошей работы.

Ресурсы сегодня

К ресурсам сегодняшнего дня относится выстроенная сеть контактов с людьми, включающая: снова родственников, супругов, одногруппников, близких друзей и «полезных знакомых», а также поддержку некоммерческих организаций.

Еще один важный ресурс –– личные достижения: появление своей зоны ответственности на работе и перспектив роста, стабильный доход, хорошие оценки в университете.

Выводы

Исследование еще раз подчеркивает, что взросление детей-сирот проходит резко, большинство после выхода из учреждения (14-18 лет) еще не готовы к ответственности за свою жизнь, образование, собственность.
Однако если помочь им в первые годы не наделать глупостей, удержаться в учебных заведениях, решить юридические/ жилищные проблемы, то далее они смогут жить и развиваться вполне благополучно.
Важно отметить, что все респонденты исследования имеют опыт участия в программах нескольких благотворительных фондов и НКО, поддерживающих выпускников детских сиротских учреждений. Именно благодаря этому нам удалось выйти с ними на связь и пообщаться. Судьба большей части выпускников детских домов, с которыми в частности сотрудничает фонд “Дети наши”, неизвестна. Есть основания полагать, что их жизнь сложилась менее благополучно.

Исследование личностного опыта выпускников детских домов, понимание их чувств, сложностей, с которыми они сталкивались, ресурсов, которые помогли пережить непростые времена, – помогут нам и нашим коллегам в развитии программ помощи адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни.

У выпускников детских домов практически нет времени на «поиски себя» – поэтому фонд «Дети наши» ведет обширную профориентационную и развивающую работу, чтобы познакомить подопечных с разными областями жизни.

Огромное влияние на благополучие детей-сирот оказывает наличие надежного, заинтересованного взрослого человека рядом. При этом особую роль, несмотря ни на что, занимают родители и родственники.

Это еще раз подтверждает важность работы с кровной семьей воспитанников детских домов, и подчеркивает необходимость развития проектов наставничества в деятельности фонда.

Посмотреть исследование полностью и скачать его можно здесь.

Поделиться:

Нас поддерживают

Яндекс.Метрика