Миф № 1. «Ей не нужен ребенок», или «Зачем ребенку такая мать» — Дети наши
ru en
Благотворительный фонд «Дети наши»
+7 (495) 787–99-70 info@detinashi.ru

26

Март 2018

Миф № 1. «Ей не нужен ребенок», или «Зачем ребенку такая мать»

Ежегодно в России регистрируется около 5000 отказов от новорожденных детей. По статистике, примерно каждый третий отказ (30–40%) удается предотвратить, если провести профилактическую работу с матерью ребенка или обоими родителями. В таком случае ребенок остается с матерью, она больше не отказывается от него и справляется с его воспитанием.

К отказу от новорожденных всегда приводит комплекс причин, сочетание которых в каждом случае индивидуально.

Основные причины отказов от новорожденных:

– личностные особенности матери, которые, как правило, связаны с ее собственным неблагополучным детством;
– слабые семейные и социальные связи женщины, отсутствие поддержки;
– отсутствие жилья;
– бедность или отсутствие средств к существованию;
– проблемы с социальной адаптацией, в том числе вызванные миграцией;
– рождение внебрачного ребенка;
– рождение особенного ребенка.
Работой по профилактике отказов принято называть кризисное консультирование беременных женщин и пациенток родильного дома, заявивших о своем намерении отказаться от ребенка либо прямо или косвенно продемонстрировавших такое намерение, и последующее сопровождение семей, где родители изменили свое решение и забрали ребенка.

Цели профилактики отказов. Для чего это делается

Кровная семья, как правило, является наиболее благоприятной средой для развития ребенка, а кровная мама — это тот человек, который способен обеспечить ребенку формирование привязанности и развитие базового доверия к миру, необходимые для дальнейшего гармоничного психического и физического развития. Помогая сохранить кровную семью для ребенка, мы помогаем ему вырасти личностью, максимально полно реализовавшей свой потенциал.
Перед консультантом по профилактике отказов не стоит задача любой ценой убедить, уговорить женщину или супругов забрать ребенка. Его задача — помочь матери (родителям) принять осознанное решение. Это локальная цель работы по профилактике отказов. Глобальная цель такой работы — содействие более благоприятному развитию детей из последующих поколений данной семьи.
Доктор психологических наук и руководитель Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы Галина Григорьевна Филиппова считает, что работа по профилактике отказов — это работа на третье по счету поколение детей. Сохраняя ребенка в кровной семье, мы помогаем ему вырасти с минимально возможными в его случае потерями в психическом и физическом развитии. Предполагается, что дети этого ребенка будут расти уже в благоприятных для психического развития условиях, а его внуки — в еще более благоприятных. Мы не можем в одном поколении исправить все трудности, связанные с нарушениями привязанности и последствиями психических травм в детском возрасте. Но мы можем способствовать исцелению «травмы поколений».
В фокусе работы по профилактике отказов должна всегда находиться диада, то есть пара «мать — ребенок». Мы не решаем отдельно проблемы ребенка и отдельно проблемы матери. Мы помогаем им остаться вместе в наиболее благоприятной и поддерживающей среде.

Работа по профилактике отказов от новорожденных в России

Профилактике отказов в России более 10 лет.
Большой опыт в этой сфере накоплен у РОО «Аистенок» из Екатеринбурга, БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» из Москвы, БФ «Солнечный город» из Новосибирска. Эти организации работают с отказами и последующим сопровождением семей с использованием собственных ресурсов.
Благотворительный фонд профилактики социального сиротства занимается внедрением программ по профилактике сиротства на региональном уровне. На данный момент такие программы с помощью фонда внедрены в 16 регионах.
Несмотря на то что работа по профилактике отказов осуществляется разными организациями, которые не руководствуются единым стандартом, есть общие принципы, которые в той или иной степени поддерживаются всеми работающими в этой сфере.
Профилактика отказов — это всегда работа междисциплинарной команды специалистов — психолога, социального работника, юриста. Недостаточно просто поговорить с женщиной в родильном доме. В случае если она изменит решение, ее психологические и социальные проблемы не исчезнут в одночасье. Поэтому изменение решения — это только начало пути. Сопровождение семьи может осуществляться либо той же службой, которая занимается профилактикой отказов, либо другой службой или организацией.
Алгоритм работы по профилактике отказов в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Материал статьи основан на опыте работы автора в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в сфере профилактики отказов от новорожденных. Фонд начал работу по профилактике отказов в 2010 году, когда был заключен договор с родильным домом в городе Королеве Московской области. Уже в течение первого года работы стало понятно, что одной из причин отказов является отсутствие жилья, в том числе временного, где мать с ребенком могли бы жить сразу после выхода из роддома. В январе 2011 года фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» был открыт приют для мам с грудными детьми «Теплый дом», функционирующий по настоящее время. В приют принимают женщин с детьми в возрасте до 1 года и беременных женщин. Более половины клиенток приюта — бывшие клиентки проекта «Профилактика отказов от новорожденных».


В настоящее время у БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» заключены договоры о сотрудничестве с четырьмя больницами Москвы, в составе которых есть родильные отделения. Работа ведется также с двумя роддомами Московской области.
За 6 лет существования проекта фонд работал более чем со 100 случаями отказов от новорожденных детей.
Примерно в 40% случаев кровную семью ребенка удалось сохранить.
В БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» действует следующий алгоритм работы по профилактике отказов:
– сигнал из роддома;
– выезд психолога, беседа с женщиной;
– в случае сохранения ребенка в семье — организация комплексной помощи (жилищная, вещевая, юридическая, психологическая, отправка на родину);
– в случае отказа — завершение работы.
В родильном доме психолог беседует с женщиной, выясняет обстоятельства, вынуждающие ее отказываться от ребенка. Параллельно он диагностирует ресурсы и риски матери и выясняет, при каких условиях она готова оставить ребенка себе, помогает ей построить планы на жизнь, включающие ребенка.
В случае если женщина передумала и приняла решение растить ребенка, ей оказывается дальнейшая помощь. Это может быть временное размещение в кризисном центре (при отсутствии мест в «Теплом доме» координатор проекта «Профилактика отказов» ищет место в другом кризисном центре в Москве либо за ее пределами) и отправка на родину, это содействие в оформлении или восстановлении документов и пособий, консультации психолога и юриста, а также помощь детскими вещами, продуктами и т. д. Работа осуществляется по технологии ведения случая.

Мифы и стереотипы профилактики отказов от новорожденных

Появление ребенка на свет всегда вызывает у окружающих людей сильные чувства. Эти переживания нашли отражение в мировой культуре. Существует большое количество мифологических и литературных сюжетов, где ребенок сразу после рождения был разлучен с матерью. В современном мире также есть много мифов и стереотипов об отказных детях, их матерях и процессе профилактики отказов в целом.
Суждения, основанные на стереотипах, искажают реальность и в конечном итоге мешают специалистам, работающим в сфере профилактики отказов. Для решения любой проблемы необходимо, чтобы у тех, кто призван ее решать, и тех, кто затронут данной проблемой (в случае профилактики отказов это сами матери детей, их родственники, медики, специалисты), имелось о ней адекватное представление.
Далее в статье будут рассмотрены наиболее распространенные стереотипы об отказах от новорожденных.

Миф № 1. «Ей не нужен ребенок», или «Зачем ребенку такая мать»

Формирование привязанности матери к ребенку и ребенка к матери — процесс постепенный.
Женщины, выражающие намерение оставить ребенка в родильном доме, как правило, действительно имеют те или иные девиации в сфере детско-родительских отношений. Они неидеальны как родители. Здесь можно вспомнить слова английского психоаналитика Дональда Винникотта, что ребенку нужна не идеальная, а «достаточно хорошая» мать. «Достаточно хорошая мать» (ее роль может выполнять «достаточно хорошее окружение») — это мать, которая может приспособиться к потребностям ребенка. Женщина может, приложив усилия и получив помощь, по крайней мере, приблизиться к тому, чтобы стать для этого своего ребенка «достаточно хорошей матерью». Скорее всего, детство ребенка, от которого хотели отказаться в роддоме, не будет безоблачным, но он все же будет расти в семье.

Миф № 2. «Она все равно его бросит»

Здесь можно также сослаться на опыт кризисного центра «Теплый дом», организованного БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». По статистике проекта, спустя несколько лет, после того как женщины с детьми уже выпустились из центра и жили отдельно, около трех четвертей детей продолжали жить со своими мамами. Из оставшихся 25% детей часть была добровольно передана матерями кровным родственникам (в основном своим мамам, бабушкам детей), и дети так и продолжали жить с ними. Еще часть была все же изъята органами опеки и попала в систему сиротских учреждений. За все время работы проекта профилактики отказов было только три ситуации, когда мать хотела отказаться от ребенка, затем передумала и забрала его, а потом все же отказалась.

Миф № 3. «А вдруг она с ним что-то сделает» (убьет, выбросит на помойку и т. д.)

Истории с подкидыванием и тем более убийством грудных детей случаются нечасто, но, по понятным причинам, надолго остаются в памяти у всех, кто так или иначе столкнулся с этим чрезвычайным происшествием.
Здесь также можно сослаться на мнение Галины Григорьевны Филипповой, которая считает, что инфантицид (убийство ребенка) в современной европейской культуре является признаком и следствием психической патологии матери. Идея убить ребенка, чтобы никто ничего не узнал о его появлении на свет, или оставить там, где он погибнет, не может прийти в голову просто так, даже если ребенок совсем нежеланный и оставлять его себе женщина не хочет категорически.
Тем не менее агрессия у матери на ребенка — это серьезный риск, и консультант по профилактике отказов в обязательном порядке проверяет наличие такого риска у каждой женщины, с которой беседует. В случае диагностики агрессии, направленной на ребенка, работа на сохранение пары «мать — ребенок» не продолжается. К женщине, психический статус которой вызывает сомнения, обычно вызывают психиатра, и все дальнейшие решения по поводу помощи ей и ее ребенку принимают только после его заключения.

Миф № 4. «Матери-отказницы — это алкоголички, наркоманки, женщины без определенного места жительства и занятий»

Химической зависимостью страдают только 10–15% женщин, выражающих намерение отказаться от ребенка. Дети таких матерей, как правило, попадают в сиротские учреждения позднее, в результате изъятия социальными службами. Большинство женщин-отказниц ведут социально приемлемый образ жизни, работают. У многих из них был или есть ресурс на воспитание ребенка.

Миф № 5. «Зачем разговаривать, если она все равно откажется»

Действительно, около двух третей женщин, заявивших о своем намерении отказаться от ребенка, отказываются, несмотря на профилактическую работу. Тем не менее консультировать необходимо всех женщин, заявивших о таком желании. Это необходимо как ребенку, так и самой женщине. Женщине важно понимать, что ее судьба небезразлична обществу и что существуют варианты помощи, о которых она не знала.

Миф № 6. «Для чего это нужно ребенку»

Факт рождения ребенка именно у этих родителей невозможно изменить или отменить. Родители ребенка навсегда останутся его кровной семьей, даже если мать никогда не увидит малыша после родов, а отец вообще не узнает о его существовании. Современные семейные психологи говорят, что ребенку очень важно знать о своих кровных родителях и по возможности поддерживать с ними контакт.

Миф № 7. «Лучше пусть его усыновят» или «За детьми очередь усыновителей»

Эти слова особенно часто звучат в последние несколько лет, когда популярность усыновления возросла, и здоровые новорожденные дети, если можно так выразиться, «пользуются спросом».
В последние несколько лет семейное устройство в нашей стране действительно развивается интенсивно. Все больше детей, особенно в младенческом и раннем возрасте, попадает в семьи. В крупных городах на самом деле существуют очереди усыновителей за новорожденными детьми и детьми до года. Многие отказные дети быстро попадают в замещающие семьи. Они испытывают гораздо меньше эмоциональной депривации, чем отказные дети 10–15 и более лет назад, так как проводят гораздо меньше времени в больницах и домах ребенка.
Тем не менее система семейного устройства до сих пор функционирует так, что в замещающую семью ребенок все равно попадает только после того, как он получит статус оставшегося без попечения родителей, информация о нем окажется в банке данных, и т. д. Миновать систему медицинских и интернатных учреждений практически невозможно. То есть, беседуя с кровной мамой малыша в роддоме, мы никогда не можем предсказать, как сложится его дальнейшая судьба в случае отказа, как скоро он попадет в приемную семью и попадет ли вообще. Устройству ребенка в семью может помешать что угодно: обнаруженные до или после оформления отказа проблемы со здоровьем, «не соответствующая ожиданиям» усыновителей внешность, юридические сложности (например, в случае, когда его мать — гражданка иностранного государства). Многие усыновители боятся возможных трудностей и долго выбирают ребенка, «перестраховываются». Поэтому большое количество потенциальных приемных родителей не всегда свидетельствует о том, что именно этот ребенок быстро попадет в семью.

Миф № 8. «Зачем им особенный ребенок»

Долгие годы в СССР, а потом и в России считалось, что отказ от ребенка с особенностями в развитии — это нормально. Ребенку (если он выживет) лучше будет в интернате, среди таких же, как он сам. А его родители «родят себе другого, здорового». Врачи, с которыми приходилось беседовать в рамках проекта, вспоминали, что требование отговорить женщину забирать из роддома «неполноценного» ребенка было прописано в учебниках, по которым они занимались в мединституте.
Сейчас многое изменилось, и все больше детей с особенностями растут в семьях. От многих из них родители и не думали отказываться. Постепенно развиваются сервисы, поддерживающие такие семьи, родительские сообщества. Дети с особенностями идут в обычные детские сады и школы, которые обязаны их принять и создать необходимые для пребывания и обучения условия.

Миф № 9. «Пусть лучше мама оставит его на время, решит свои проблемы и заберет»

Скорее всего, этого не произойдет. Раздельное проживание не даст женщине возможности привязаться к ребенку и войти в роль его матери. Дети, помещенные в учреждение на время, очень часто остаются там навсегда или на очень длительный срок.

Миф № 10. «Отказ о ребенка — это следствие падения нравов в обществе»

Это не соответствует действительности. Способы избавления от нежеланных по разным причинам детей существовали во все времена и во всех культурах. В периоды социально-экономических кризисов, резкой смены ценностных ориентиров (состояние аномии по Э. Дюркгейму) количество таких детей возрастает.

У матерей-отказниц также есть мифы и стереотипы о том, что связано с отказом от ребенка

Свои мифы об отказе кочуют и в женской среде. Эти мифы часто проявляют себя в беседе женщины и специалиста в ситуации профилактики отказа от новорожденного.

Миф № 1. «Оставьте временно, а потом я заберу»

Довольно часто женщины-отказницы говорят, что не собираются отказываться от ребенка, но хотят «оставить его на время, а потом забрать». Такое заявление свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность за свое решение прямо сейчас. В то же время желание «забрать ребенка потом» может указывать как на материнские чувства к малышу, так и на стремление «сохранить лицо»: «я же не отказываюсь, я просто хочу отдать его на время».
В любом случае временное помещение в интернатное учреждение очень вредно для ребенка. Юридическая сторона вопроса, естественно, не играет для него никакой роли. Жизнь ребенка, помещенного в учреждение на время, ничем не отличается от жизни ребенка-сироты. Он так же не получает индивидуального внимания взрослого или недополучает его, переживает психическую депривацию, его привязанность формируется с нарушениями. Это грозит серьезными, часто необратимыми последствиям для всей дальнейшей жизни малыша. При этом у него нет шансов попасть в приемную семью, так как ребенок формально считается «родительским». Фактически жизнь ребенка «ставится на паузу». Пауза может быть очень долгой или даже вечной, так как без постоянного контакта с ребенком материнские чувства женщины ослабевают, она уходит «в свою жизнь» и все меньше интересуется малышом.

Миф № 2. «Я ничего не смогу дать ребенку»

Одной из задач консультанта по профилактике отказов является как раз поиск вместе с женщиной ее ресурсов. Самый главный материнский ресурс — это теплые чувства к ребенку и желание его растить. Когда женщина осознает этот ресурс и начинает на него опираться, многие трудности отступают.

Миф № 3. «Если я откажусь от ребенка, я не должна платить алименты, ведь он был мне не нужен»

Оформление согласия на усыновление, или отказа, как принято его называть в просторечии, не равно лишению родительских прав. Но через некоторое время мать ребенка могут лишить прав и подать на нее в суд на алименты. Как правило, это делают приемные родители ребенка. В таком случае суд назначает алименты, и мать ребенка обязана их выплачивать. Можно отказаться от прав на ребенка или лишиться их, но нельзя отказаться от обязанностей по его содержанию.

Что можно сделать для ребенка, если отказ все же происходит

Даже если отказ неизбежен, еще многое можно сделать для ребенка. Например:
1. Содействовать тому, чтобы имя ребенку выбрала и дала мать. Перинатальные и семейные психологи утверждают, что хорошо, когда имя ребенку дает кровная мама, которая подарила жизнь.
2. Собрать и впоследствии (когда ребенок вырастет) предоставить ему информацию о кровных родителях.
3. Организовать пребывание ребенка с матерью в роддоме до окончательной разлуки (в случае ее согласия и отсутствия агрессии, направленной на ребенка). Ребенку важно быть приложенным к груди.
5. Организовать написание прощального письма матерью и передачу вещей на память (все это должно быть передано, когда ребенок вырастет). К сожалению, сопровождение отказных детей в нашей стране пока организовано так, что передача письма и вещей на память практически невозможна.
6. Собрать максимальное количество медицинской информации о родителях.

Что важно для матери, если отказ все же происходит?

Большинство женщин, оставляющих детей в роддомах, сильно переживают. Многие из них бессознательно стремятся «реабилитироваться» (такое бессознательное стремление свойственно и женщинам, потерявшим детей по другим причинам) и вскоре рожают снова. Так как в остальном ситуация не меняется, они чаще всего вновь отказываются от ребенка.
Необходимо сделать все возможное, чтобы ситуация отказа в жизни этой женщины (а значит, и в жизни ее будущих детей) не повторилась.

Вот что нужно сделать для женщины, которая все-таки отказывается от ребенка:

1. Проявить к ней доброжелательное или хотя бы нейтральное отношение.
2. Предоставить информацию о том, что отказ можно аннулировать и как это сделать.
3. Обсудить с женщиной вопросы контрацепции. Если женщина может беременеть и рожать, но не готова становиться матерью, не лучше ли предохраняться? Многие клиентки проекта профилактики отказов, особенно девушки из мусульманских регионов и выпускницы сиротских учреждений, имеют об этом довольно смутные представления.
4. Предоставить женщине информацию о местах, где помощь может быть оказана ей лично (рассказать о центрах для бездомных, клиниках по реабилитации зависимых, о том, где можно пройти лечение от инфекционных заболеваний). Важно дать женщине понять, что ее ситуация небезнадежна, а судьба небезразлична другим людям.

Заключение

Работа по профилактике отказов от новорожденных остается актуальной, даже притом, что растет количество потенциальных замещающих семей, желающих принять маленького ребенка.
Несмотря на распространение работы по профилактике отказов, в Российской Федерации она на данный момент не проводится системно и повсеместно.
В качестве рекомендаций по организации работы можно предложить следующее:
1. Необходимо внедрение программ по профилактике отказов во всех регионах и во всех учреждениях родовспоможения.
2. Для эффективной работы по профилактике отказов необходимо создание и развитие соответствующей инфраструктуры — кризисных центров временного проживания, служб, оказывающих семьям в кризисной ситуации помощь разного рода (материальную, юридическую, психологическую).
3. Целесообразно внесение изменений в законодательство, которые бы позволили ребенку, потерявшему родителей в младенчестве, во взрослом возрасте получить доступ к информации о своей кровной семье. Такой порядок мог бы позволить женщинам, отказывающимся от своих детей, передавать им прощальные письма и вещи на память.
4. Службам, занимающимся профилактикой отказов, необходимо вести работу с семейным окружением матери ребенка.

Литература

1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 2007.
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991.
3. Психология материнства. — М.: Ин-т психотерапии, 2002.

 

Автор статьи Диана Зевина, руководитель программы «Не разлей вода».

Диана Зевина — психолог, руководитель программы БФ «Дети наши». С 2010 по 2016 год работала в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в качестве психолога, затем в качестве координатора проекта «Теплый дом» (приюта для мам с грудными детьми) и проекта «Профилактика отказов от новорожденных». В основу предлагаемой статьи положен опыт, полученный автором в течение 7 лет работы в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Поделиться:

Нас поддерживают

Яндекс.Метрика