Психологическая работа с эмоциональной сферой воспитанников детских домов — Дети наши
ru en
Благотворительный фонд «Дети наши»
+7 (495) 787–99-70 info@detinashi.ru

13

Февраль 2018

Психологическая работа с эмоциональной сферой воспитанников детских домов

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью — это процесс поэтапной деятельности психолога и социального педагога, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи у ребенка и положительной мотивации родственников на восстановление детско-родительских отношений, на организацию поэтапного сближения взрослого и ребенка, создание условий для безопасного возвращения ребенка домой.
Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать и проработать все ключевые аспекты семейной ситуации. Ребенок должен вернуться в семью, где решены текущие проблемы.

Воспитание детей в учреждениях протекает в условиях социальной депривации и деперсонализированного ухода, что противоречит естественному процессу формирования личности и социализации ребенка, традиционно протекающему в условиях семейного воспитания и материнского ухода как его неотъемлемой части. Все это неизменно влечет за собой нарушения в эмоциональной сфере, которые могут проявляться в повышенной тревожности, аффективных реакциях на препятствия, быстром эмоциональном истощении, слабом развитии сложных социальных эмоций (например, гордости и стыда), неумении выстраивать эмоциональные контакты с окружающими и т. д.
Для формирования эмоциональной сферы детей-сирот особое значение имеют социальные и эмоциональные условия взаимодействия со значимым взрослым. В период нахождения ребенка в учреждении для детей-сирот очень важно то, каким образом происходит общение и взаимодействие ребенка с кровными родственниками, родителями или другими значимыми лицами.
В рамках проекта «Не разлей вода. Смоленская область» Благотворительного фонда «Дети наши» ведется большая комплексная работа по восстановлению контактов воспитанников двух подшефных учреждений с кровными родственниками. Комплексность деятельности подразумевает и специальную психологическую работу с эмоциональной сферой воспитанников. Эта работа строится в несколько этапов, которые ниже будут описаны подробнее.

Этап 1. Налаживание контакта с ребенком или формирование «безопасного места»

Основным условием качественного разговора с ребенком является формирование «безопасного места».
При первой встрече с воспитанником важно не спешить и следить как за эмоциями ребенка, так и за собственными чувствами. Каждому ребенку нужно время, чтобы осмотреться и освоиться. Важно дать понять ребенку, что в этом пространстве лидирует он. Когда инициатива остается за человеком, он сам выбирает то, на что ему опереться, чтобы чувствовать себя в наибольшей безопасности.


На стадии налаживания отношений не следует пытаться проникнуть во внутренний мир ребенка. Не стоит наращивать темп работы и делать поспешные выводы. Иначе ребенок может «закрыться» и будет скрывать свои чувства. При разговоре с ребенком можно повторять и переформулировать его слова, показывая тем самым, что его слушают и слышат, например: «Я правильно поняла, что у тебя был свой уголок на веранде, где ты очень любил играть в детстве? И тебе там было хорошо? У меня тоже был такой уголок в детстве».
Время первой встречи может варьировать от 20 минут до часа. Здесь, как и во всей работе с эмоциональной сферой, идет максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка.
При налаживании контакта важно проговорить с ребенком цель и содержание предстоящих встреч.

Этап 2. Диагностика эмоциональной сферы воспитанников

Во время проведения диагностики эмоциональной сферы детей-сирот следует учитывать факт их эмоциональной травмированности. Наиболее результативными и безопасными методами для диагностики семейной истории детей-сирот являются проективные рисуночные методики, а также «Сценотест» и «Семейная доска».

Методика «Сценотест» (автор Гердхильд фон Штаабс)

Суть методики. Проективная психологическая методика. Используется для исследования взаимоотношений ребенка с окружающими. С помощью кукол и различных игрушечных предметов (мебель, транспорт и пр.) ребенку предлагается разыграть какую-нибудь сценку из жизни своей семьи. Игра с куклами способствует абстрагированию от собственных переживаний. Подавленные чувства и внутренние проблемы воплощаются в конкретных образах.
Материалы и оборудование. Картонный ящик больших размеров примерно 50 на 75 см или блоки, чтобы построить ограждение (для маленьких лучше стабильные стены). Дно светлое (белое). Восемь кукол, изображающих взрослых: мама, папа, бабушка и дедушка, человек другой расы, полицейский, женщина-врач, тетя, дядя. Восемь кукол, изображающих детей: младенец, дети разного пола, странный ребенок, подростки разного пола, ребенок другой расы. Деревянные кубики разной формы и размеров. Растения: деревья, цветы. Домашние животные: корова, курица, большая и маленькая свинья, собака, гусь. Дикие животные: лиса, птица, крокодил, обезьяна, тигр, можно добавить динозавров. Предметы обихода: выбивалка (для выколачивания ковров), столовая посуда, столовое блюдо, таз (для стирки белья или лохань) или стиральная машина, кастрюля, клозет (унитаз или горшок для маленьких), миска для животных. Еда: фрукты, мясо, сладости и др. Мебель: кресло, ковер, шезлонг или гамак, кровать большая, диван, односпальная кровать, стол, стулья, холодильник, шкаф для посуды, телевизор или компьютер. Предметы передвижения: железная дорога, поезд, легковой автомобиль, гоночный автомобиль. Дополнительные персонажи: снеговик, добрый/злой гном, ангел.


Инструкция и порядок работы. Психолог говорит ребенку: «Посмотри, пожалуйста, в коробке есть много разных игрушек. Вспомни сейчас любую ситуацию, момент из того времени, когда ты проживал с родителями/родными. Это может быть любой день, будь то будни или выходной, а может, и праздничный день. Выбери кукол на роли всех членов семьи. Расставь мебель, как ты это помнишь и хочешь изобразить. Расположи кукол в этом пространстве. У тебя в расположении столько времени, сколько тебе необходимо. Можешь в своей сцене менять и дополнять, так как это нужно тебе. Когда будешь готов, скажи мне».
После того как сцена у ребенка готова, психолог просит рассказать, что изображено. «Кто в какой роли? Кто чем занимается?» и т. д. Дальнейшая беседа строится на рассказе ребенка. Желательно сфотографировать с согласия ребенка первичную сцену, так как во время занятия предлагается ребенку ее дополнить или изменить. Важно отслеживать, что чувствует ребенок в процессе игры, спрашивать об ощущениях, особенно при передвижении фигур, изменении сцены, добавлении фигур.
Таким образом, «Сценотест» предоставляет возможность посмотреть на семейную систему глазами ребенка. Благодаря большой вариативности «Сценотест» имеет высокую чувствительность к особенностям ситуации ребенка. Он задает большое разнообразие в постановке вопросов и пояснений.
Пример из практики. Мама Ангелины* умерла, когда ей было два года. Так Ангелина оказалась в семье тети. Но в какой-то момент Ангелина «связалась с плохой компанией», и специалисты ООП посоветовали тете написать временный отказ и передать девочку на воспитание в учреждение для детей-сирот. В ходе выполнения методики Ангелина постаралась очень подробно воспроизвести обстановку дома, где она проживала. Особое внимание девочка уделила комнате, в которой жила. Во время игры она в своей комнате на столик поставила фотографии родителей, чего на самом деле не было. Ангелина изобразила себя играющей с племянниками. А вот тетя была обращена к ней спиной, что позволило предположить о конфликте. Играя с фигурками, Ангелина добавила папу, который пришел в гости (фигурки папы и дочки беседуют и пьют чай). Изменив сценку в очередной раз, Ангелина удалила себя из нее, сказав, что она постоянно где-то гуляет и не ходит в школу. В разговоре девочка уточнила, что переживает за тетю, которая многое для нее сделала, и за папу, с которым не может общаться (папа находится в местах лишения свободы).
* Имена детей здесь и далее изменены.

Проективная методика «Три дерева» (автор R.J. Corboz)

Суть методики. Тест предусматривает рисование воспитанником растений такими, какими он их себе представляет. Сравнение нарисованных объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации. Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен. В этом случае дети неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями.
Материалы и оборудование. Альбомный лист и набор цветных карандашей.
Инструкция и порядок работы. Психолог кладет перед ребенком горизонтально лист бумаги формата А4 и просит нарисовать любые три дерева. Когда ребенок завершит работу над заданием, психолог обязательно должен сказать теплые слова по поводу нарисованного, похвалить ребенка. Затем психолог просит ребенка подписать деревья, он называет каждое дерево и подписывает его название (вид) цветным карандашом (сосна, липа и т. д.). Следующим этапом является беседа с ребенком по следующим вопросам:
– А какое дерево тебе нравится больше всех?
– Какое дерево самое большое?
– Какое самое маленькое?
– Какое самое молодое?
– Какое самое старое?
– Какое дерево самое красивое?
Вопросы идут в строгой последовательности: от легких и приятных к более сложным. С разрешения ребенка все данные им характеристики подписываются психологом под соответствующим деревом на рисунке. Дальше задаются вопросы:
– А где растут деревья?
– Представь, что ты садовник. Что бы ты сделал с каждым из деревьев?
Если ребенок не понял данный вопрос, можно уточнить, что деревьям нужен полив, удобрение почвы, пересадка или, например, кому-то нужно подрезать ветки или дать ему больше солнца и тепла. Обязательно скажите, что с какими-то деревьями можно ничего не делать, им и так хорошо.
– Как ты думаешь, кем из членов вашей семьи может быть каждое из деревьев?
Последний вопрос теста: ребенка просят сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи. Чтобы возникшие ассоциации были глубокими, не поверхностными, можно предложить ребенку выполнить какое-нибудь дополнительное задание, тест, упражнение. Затем ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи и подписать подходящим цветом.
Возможны дополнительные вопросы по самому рисунку ребенка в процессе беседы, например:
– Почему дерево получилось изогнутое и кривое (и так далее)?
Обработка и интерпретация результатов. Расшифровка результатов тестирования — самый ответственный момент в диагностике. При интерпретации учитывается следующее: рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения); ответы на вопросы исследователя; ассоциация деревьев с родственниками; предлагаемые ребенком действия с растениями; поведение воспитанника во время диагностирования, его эмоциональные и телесные реакции.

Самым крупным и заметным дети обычно рисуют то дерево, которое ассоциируется у них с главным человеком в семье. Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится растение, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребенок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).
Если в семье количество родственников больше трех, то некоторые близкие люди могут быть исключены из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятся ими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.
Деревья ребенок может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что говорит о степени привязанности ребенка к значимому взрослому, которого он нарисовал достаточно близко к дереву-ребенку или на большом расстоянии. При восстановлении кровных отношений это может позволить психологу посмотреть и почувствовать то, как ребенок чувствует себя рядом с родителями, с кем есть более сильная эмоциональная связь.
Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребенка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.
Рассматривая нарисованные растения, психолог может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — все это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является не пустым звуком.
Беседа и поведение ребенка в проективной диагностике не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребенка играет профессионализм и опытность психолога, именно на эти качества нужно полагаться при составлении выводов по результатам беседы и на собственные ощущения.
Пример из практики. Даниил* (четырнадцать лет) живет в учреждении более полугода. После смерти мамы мальчик оказался под опекой тети. Но она не справлялась с воспитанием подростка, и по решению ООП Даниил оказался в учреждении для детей-сирот. Из беседы выяснилось, что прежде ребенок жил вдвоем с матерью. Отца он совсем не знал. Мать работала дояркой, часто выпивала. Ребенок много времени находился предоставленным сам себе, смотрел телевизор, гулял. В рисунке отразился общий депрессивный фон настроения. Подавленность проявилась в том, что над деревьями нависли черные тучи, идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявились в том, что ребенок рисовал очень медленно. На рисунке «замороженность» символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта существования в системе «ребенок — мать — отец» проявилась в том, что Даниил вместо трех нарисовал только два дерева.

Этап 3. Коррекционная работа с эмоциональной сферой

Имея доверительный контакт с ребенком и результат диагностики можно планировать индивидуальные занятия. В работе с эмоциональной сферой хорошо подходят различные техники арт-терапии, телесной терапии, вегетативные упражнения, различные техники дыхания (аутогенные).
Упражнение «Размываем обиду красками»
Суть методики. Методика помогает снять психоэмоциональное напряжение. В ходе упражнения дети учатся не накапливать обиду и отрицательные эмоции, а как можно скорее освобождаться от них.
Материалы и оборудование. Альбомный лист или лист бумаги А3 (ватман), кисточка, баночка с водой, акварельные краски (6–8 цветов).
Инструкция и порядок выполнения. Психолог предлагает ребенку на листе бумаги нарисовать серой краской свое «облачко обиды». Затем, не дав краске высохнуть, тут же предлагается начать его размывать более яркой краской, мысленно или вслух повторяя: «Я размываю обиду, она теряет свою силу». Необходимо смывать с листа бумаги образовавшееся пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет.
Вопросы для обсуждения:
– Что ты чувствовал вначале?
– Какие эмоции вызывает получившийся рисунок?
– Какие ассоциации вызывает рисунок?
– Хочется ли еще что-то добавить или как-то изменить рисунок?


Пример из практики. Василиса* с четырех лет находилась под опекой. Когда ей исполнилось 14, опекун написала на нее временный отказ. У Василисы была большая обида на всю эту ситуацию. На очередном занятии Василисе было предложено нарисовать свою обиду. Василиса решила рисовать обиду на большом листе формата А3. Рисовала девочка не кисточкой, а руками, что лучше позволяет давать выход отрицательным эмоциям. Получилось большое серое облако. С Василисой было обсуждено, что она теперь чувствует. Девочка описала свое состояние так: «В груди стало пусто и грустно».

Далее Василисе было предложено заполнить рисунок яркими красками. Василиса взялась за работу, и со временем из серого пятна получились цветы. Эмоциональное состояние Василисы стало лучше, в области грудной клетки она теперь чувствовала тепло. На последующих встречах Василисе еще несколько раз предлагалось нарисовать обиду. Размер облака постепенно уменьшался, насыщенность серого снижалась, все чаще добавлялись другие оттенки. С Василисой были применены и другие методики по улучшению эмоционального состояния. Также работа проводилась с опекуном. В настоящий момент опекун начал восстанавливать документы на опеку над девочкой.

Упражнение «Маски»

Суть методики. Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями.
Оборудование и материалы. Заготовленные 6–8 трафаретов масок, краски, кисточки, баночка для воды.
Инструкция и порядок выполнения. Психолог предлагает ребенку нарисовать на заготовленных трафаретах масок выражения тех чувств, которые чаще всего переживаются им. Маска раскрашивается, исходя из ощущений ребенка. Это может быть лицо клоуна, веселого или злого, или она может быть просто раскрашена в разные цвета, разрисована рисунками и пр. После того как на масках будут отражены нужные эмоции, ребенку предлагают рассказать историю о каждой маске.
Вопросы для обсуждения:
– В каких ситуациях ты чувствовал такие лица, маски?
– Какие чувства тебе наиболее комфортны?
– Что нужно, чтобы чувствовать так?
Пример из практики. Оля* проживала в учреждении менее года. Здесь она оказалась по заявлению родителей, которые не справлялись с трудной жизненной ситуацией. Мама редко навещала дочку в учреждении. Она с трудом справлялась со своими эмоциями и не хотела (боялась) думать о чувствах дочери. На одной из совместных консультаций маме и Оле было предложено нарисовать на заготовленных трафаретах чувства, с которыми они сталкиваются чаще всего в последнее время. После того как маски были нарисованы, мама и дочка рассказали истории про свои чувства. Каждая участница нарисовала несколько чувств. Далее маме и дочке было предложено пообщаться, примерив на себя маски друг друга. После этого занятия мама и дочка стали лучше друг друга чувствовать. Мама стала приезжать чаще в учреждение, чему способствовали и другие терапевтические методы. В настоящий момент Оля живет со своей семьей.

Заключение

Техники арт-терапии очень многогранны, и их можно придумывать самим на ходу вместе с ребенком в зависимости от того, что чувствует ребенок. Например, если ребенок переживает злость, то можно традиционно предложить порвать бумагу, а потом то, что получилось, творчески преобразовать. С помощью клея ПВА можно слепить различные фигуры из разорванной бумаги, а после высыхания разрисовать их.
При выполнении каждого упражнения важно дать возможность воспитаннику поговорить о своих ощущениях и чувствах, о том, где эти чувства и ощущения живут в теле. По результатам регулярных встреч с ребенком можно говорить о том, как меняется его эмоциональная сфера. Можно отслеживать, какие цвета он выбирает, какие чувства называет. Здесь хорошо повторить методику «Сценостест», чтобы посмотреть, что изменилось в видении семейной ситуации. Это позволит лучше понять, готов ли ребенок возобновить общение с родственниками или надо еще чуть-чуть подождать. И еще поработать.

Автор статьи: Кристина Якусевич, психолог проекта «Не разлей вода».

Данная статья вошла во второй сборник нашего фонда «Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства». Ознакомиться со сборником подробнее и скачать его можно в разделе «Материалы».

Литература

1. Проективная методика «Три дерева» [Электронный ресурс]. http://testoteka.narod.ru/pm/1/08.html
2. Штаабс, Г. фон. Сценотест: вклад в исследование бессознательной проблематики и структуры характера в области психодиагностики и терапии / Гердхильд фон Штаабс; пер. Т.А. Степанова, Н.Н. Щербаков; под ред. Б.И. Хасана. — Красноярск, 2012. — 148 с.
3. Андреева А.А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы VI международ. науч. конференции (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 87–89.
4. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: исцеление через искусство / Грегг М. Ферс; пер. с англ. С. Шувалов. — СПб.: Деметра, 2003. — 176 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поделиться:

Нас поддерживают

Яндекс.Метрика