Добрый наставник. Интервью
У благотворительного фонда «Дети наши» есть движение волонтеров-наставников для детей из детских домов. Наставник – это старший друг для конкретного ребенка из детского дома, который восполняет ребенку нехватку индивидуального внимания и доверительных отношений, помогает ребенку стать увереннее в себе и подготовиться к самостоятельной жизни при выпуске из детского дома.
Для того, чтобы больше узнать об этом движении, мы поговорили с тремя участниками – координатором направления наставничества фонда «Дети наши» в г. Смоленске Натальей Журавлевой, волонтером-наставником Еленой Титовой и ее подопечной Оксаной Бахмаревой.
Наталья, здравствуйте! Расскажите пожалуйста, как родилась идея программы наставничества детей из детских домов?
Начиная жить самостоятельно, выпускники детских домов оказываются в совершенно новой и неизвестной им ситуации полной свободы, при этом они часто обрывают все связи с интернатным прошлым (воспитатели, одноклассники) и, как следствие, сами изолируют себя, остаются наедине с проблемами, не имея опыта принятия самостоятельных и адекватных решений.
В 2015 году наш Фонд проводил исследование среди выпускников, в результате которого мы увидели, что те подростки, которые регулярно общались с родственниками или имели рядом близкого взрослого, достаточно успешны в самостоятельной жизни. Стало очевидно, что для взросления и успешной социализации за стенами интерната подросткам нужен индивидуальный значимый взрослый, которому они доверяют и могут обратиться за советом и помощью. Именно поэтому в 2015 году в Смоленске мы стали искать и обучать первых волонтеров-наставников.
По каким критериям вы отбираете наставников? Как проходит обучение?
В проект принимаются волонтеры от 23 лет с высокой социальной активностью, без зависимостей и судимостей. Не принимаются к участию мамы с наличием собственных или приемных детей в возрасте до трех лет, а также волонтеры со своей свежей травмой или утратой. Наставником для девушки может стать только женщина, а наставником для юноши — мужчина и женщина.
Все кандидаты обязательно проходят двухдневный обучающий тренинг, на котором психологи рассказывают про особенности и потребности детей-сирот, про теорию привязанности и последствия её нарушения, про технологию процесса индивидуального наставничества. Также они помогают новым волонтерам разобраться с собственной мотивацией и оценкой своих ресурсов.
Как ребята реагируют на появление в их жизни наставника?
Ребята очень ждут наставников, поэтому, конечно, радуются, когда для них находится индивидуальный, только их взрослый. Жизнь в интернате проходит в коллективном общении со взрослыми, а каждому подростку очень нужно индивидуальное внимание. Многие ребята раскрываются с появлением в их жизни наставника, становятся более уверенными в себе, снижается уровень агрессии, налаживаются отношения с учителями и сверстниками.
Как подбираются пары наставник-подопечный? Бывают ли замены по истечение времени?
Пары формируют психологи на основании специальных диагностик и составления психологических портретов наставника и подопечного. За всю историю проекта было всего два случая, когда после знакомства в паре не сложился контакт.
Есть ли какие-то условия по срокам участия в программе наставника?
Участие в программе предполагает длительный срок. Первый договор с волонтером заключается на год, но, как правило, за год уже складывается контакт, и наставник с подопечным продолжают дружить так же, как мы дружим в обычной жизни. Дружба — это бессрочно. Просто со временем встречаются реже.
Наталья, расскажите пожалуйста о самом сложном периоде или моменте в отношениях наставник-подопечный.
Конечно, одним из самых сложных и ответственных моментов в отношениях наставник-подопечный является выпуск подростка из детского дома. Долгожданный момент для подопечного и оглушение свободой, а следом крушение иллюзии, что самое сложное позади, сопровождаемое встречей с реальностью, разной, порой непредсказуемой. Подросток сталкивается также со свалившейся на него ответственностью за самого себя и абсолютно не понимает, как с ней обходиться. В этот момент наставник нужен подростку больше всего. Ведь он сможет поддержать, подсказать и помочь в сложной и не очень ситуации. Чаще всего подопечные спрашивают:
— Как безопасно передвигаться по незнакомому городу?
— Как записаться на прием к врачу?
— Где оформить нужные документы? И какие документы считаются нужными?
— Как строить отношения с новыми людьми и не чувствовать себя изгоем?
— Как и где находить мотивацию к учебе, когда совсем не хочется и никто не заставляет?
Для наставника этот период также является непростым. Как сохранить баланс в отношениях, когда внутри множество переживаний за взрослеющего и вырвавшегося из стен интерната подопечного, как остаться ему другом и не стать учителем, воспитателем, родителем. В это время происходит важный процесс перестраивания границ. Ребенок становится взрослым человеком, а отношения более зрелыми, где ответственность чувствуют оба и разделяют ее поровну. Иногда важно просто напомнить, что подросток не один, его окружают люди, готовые откликнуться.
Теперь хочется, конечно, узнать чувства, эмоции и переживания самого волонтера-наставника, участника этого движения.
Елена, добрый день! Вы являетесь волонтером-наставником ребенка из детского дома. Как вы первоначально узнали об этом движении?
Я была в декретном отпуске и посещала различные мероприятия и встречи для молодых мам. На одной из таких встреч я узнала, что есть такое движение.
Вы сразу решили стать участником или какое-то время думали? Что при этом вызывало волнение?
Я очень долго думала – 3-4 года. Мне очень понравилось, что можно помогать не финансово, а именно своим включением и участием в жизни ребенка. Но, с другой стороны, мне было очень страшно, казалось, что это огромная ответственность на всю жизнь. Еще был страх, что, когда я приеду в интернат, на меня налетят дети и будут просить их забрать. Видимо стереотипы из фильмов, которые я смотрела.
Я подписалась на социальную сеть фонда и следила за тем, что там происходит. За эти годы мои страхи улеглись, потому что я читала, что пишут наставники и поняла, что страхи преувеличены мною. Я решила подать заявку, пройти обучение и после понять – готова я или нет. Меня пригласили на обучение, где подробно обо всем рассказывают, работают психологи, узнаешь разные реальные ситуации, которые могут произойти, плюсы и минусы. Благодаря этому обучению я попала в реальность из своих фантазий и решила попробовать.
Елена, вы наставник для Оксаны. Что вы вкладываете в это понятие?
Наставник – это более опытный человек, если в ключе этого движения – более взрослый, поддерживающий. Как старший друг.
Елена, расскажите о ваших отношениях с Оксаной.
Я чувствую, что я для нее авторитет, она со мной советуется. Во время общения с ней, я узнаю что-то новое от нее для себя, учусь чему-то, чего у меня нет. Например, более легкому и позитивному взгляду на жизнь, амбициозности, умению легко находить друзей и дружить. Мне не хватает такого подхода к жизни, я от нее напитываюсь этим и перенимаю. А еще у меня есть свой ребенок, который только входит в подростковый период. Я этот непростой период уже была рядом с Оксаной, я многое наблюдала и теперь мне немного легче со своим ребенком, потому что я уже немного подготовлена.
Ваши отношения с Оксаной больше похожи на отношения с другом или на детско-родительские отношения?
Это точно не детско-родительские отношения. Я когда ходила на обучение, там сразу поняла, что не нужно быть ребенку родителем, не нужно его опекать, что-то за него решать. Нужно именно быть рядом. Это общение и дружба.
Сколько лет продолжается ваше общение с Оксаной?
Мы познакомились с Оксаной в начале 2020 года, получается четыре года. Оксана летом 2023 года закончила школу и поступила в университет в Москве.
Как вы пережили этот сложный период?
Было сложнее, когда Оксана готовилась к выпуску, к экзаменам, все волновались и переживали на тему сдачи ЕГЭ и успешному поступлению туда, куда она хочет.
Елена, вы помогали с выбором ВУЗа и направления?
Напрямую я не советовала и с ними занимаются специалисты, которые помогают выбрать направление. На встречах мы обсуждали уже результаты этих занятий и ее размышлений по этому поводу. Я делилась своими мыслями, высказывала свое мнение. Совет от меня был один – поступать в высшее учебное заведение, чтобы получить диплом о высшем образовании. У Оксаны было много разных страхов, которые мы обсуждали, и я старалась ее успокоить и поддержать.
Как Оксана пережила переезд? Вы были рядом в этот период?
Да, когда Оксана поступила в университет, я помогала ей переезжать, заселяли ее в общежитие. Конечно, у нее было много страхов и бытового характера, и социального. Я ее психологически поддерживала. Она очень быстро адаптировалась, у нее появились друзья и на данный момент все хорошо. Она самостоятельно решает все вопросы, она молодец!
Есть ли у вас любимое совместное дело с Оксаной?
Мы всегда любили сидеть за чаем и общаться. Потому что у нас есть совместное увлечение – психология. И в итоге наши совместные психологические теплые встречи переросли у Оксаны в будущую профессию – она поступила в университет на специализацию психолог.
Настало время узнать отношение Оксаны к этой программе.
Оксана, привет! Ты помнишь первую встречу со своей наставницей Еленой? Какие чувства, эмоции или переживания были у тебя перед этой встречей?
Я начну с предыстории. Мне очень долго не могли найти наставницу. Всем моим друзьям находили наставников довольно быстро, а мне искали год-полтора. Я очень сильно расстраивалась по этому поводу. Но однажды мне пришли и сказали, что нашли мне наставника и на следующей неделе мы с ней познакомимся. При этом мне рассказали, что она спортивная женщина, придерживается здорового образа жизни и я подумала, что мы с ней не сойдемся, потому что я совсем не спортивная. Я более творческий человек. В общем были у меня опасения, но я все равно очень ждала эту встречу. И когда наступил день нашего знакомства, я очень сильно волновалась, но это было приятное волнение. В итоге все прошло хорошо. Елена оказалась очень приятной, мы с ней пили чай с шоколадками и разговаривали на разные отвлеченные темы. В начале разговора с нами сидел психолог, но потом она ушла.
Твой наставник Елена кто для тебя на данный момент, спустя четыре года после вашего знакомства?
Она стала для меня очень близким человеком, она тот человек, к которому я всегда могу обратиться, я ей доверяю, она надежный человек. То есть, если у меня какие-то возникают проблемы, я иду к ней за советом, чтобы услышать ее мнение, ее слово для меня важно.
Расскажи, какие изменения произошли в твоей жизни с появлением Елены?
Я стала более спокойной, более ответственной и вообще, общаясь с ней, я узнаю что-то новое и развиваюсь. От нее я узнала, как жить, потому что я жила в интернате, без семьи и меня ничему не учили и для меня все новое.
Елена рассказывала, что вы обе увлекались всегда психологией и на встречах обсуждали темы, связанные именно с этим увлечением и в итоге ты выбрала это направление в качестве своей будущей профессии.
Да, я всегда увлекалась психологией, потому что это и интересно, и мне полезно. Елена тоже занималась психологией, она читала книги, недавно прошла курсы. Я брала у нее книги и с увлечением читала их. Мы были психологами друг для друга.
Оксана, как ты думаешь, в будущем ваши отношения с Еленой сохранятся?
Я думаю да, потому что у нас всегда есть о чем поговорить.
Вообще эта программа наставничества очень полезная для детей, попавших в трудную ситуацию. Потому что всегда нужен человек, который сможет тебя поддержать. Ребенку важно знать, что есть на кого положиться. Я бы посоветовала детям из интерната не бояться участвовать в таком проекте, просто были дети, которые из-за боязни не подавали заявку на то, чтобы им нашли наставника. Большое спасибо фонду «Дети наши» за то, что они придумали такой проект. Отдельное спасибо психологам, которые этим занимаются и подбирают детям подходящих наставников. Я очень рада, что благодаря этому проекту в моей жизни появилась моя наставница Елена.
ВЫНОСКИ
Для взросления и успешной социализации за стенами интерната подросткам нужен индивидуальный значимый взрослый, которому они доверяют и могут обратиться за советом и помощью.
Многие ребята раскрываются с появлением в их жизни наставника, становятся более уверенными в себе, снижается уровень агрессии, налаживаются отношения с учителями и сверстниками.
Наставница стала для меня очень близким человеком, она тот человек, к которому я всегда могу обратиться, я ей доверяю, она надежный человек.
Журнал «Наставник», 2024 №2