Наши герои. Кристина Якусевич — психолог фонда «Дети наши»
Продолжаем знакомить вас с коллективом «Дети наши». Сегодня в эфире Кристина Якусевич – психолог фонда. Кристина работает в фонде 8 лет и помнит ещё то время, когда сотрудники ездили по всей Смоленской области на рейсовых автобусах. Мы задали нашему самому «старому» специалисту несколько вопросов. В том числе и тех, которые нам часто задают в социальных сетях.
Как ты начинала свой путь в социальной сфере?
Я начинала учиться на социального педагога, но после практики в коррекционном детском доме была напугана сложностью работы с сиротами и приняла решение перевестись и выучиться на психолога. Тогда еще помню, что сказала: «Никогда не вернусь в детский дом».
После окончания обучения я работала в коррекционном детском саду. А в 2014-м пришла работать в фонд и снова оказалась в детском доме. Вопреки своим обещаниям многолетней давности. Я всегда шучу, что это типичная история про «никогда не говори никогда».
Зачем воспитанникам детских домов психолог?
Ммм… Затем, зачем и всем людям. Чтобы был тот человек, с которым безопасно говорить и быть собой. Со всеми эмоциями, чувствами, не очень хорошими поступками… Если говорить об особенностях работы именно с ребятами из детских домов, то психолог помогает успешной адаптации и социализации ребёнка сначала в учреждении, а затем и за его пределами.
В чем конкретно заключается твоя работа?
Я работаю с воспитанниками детских домов на формирование позитивного образа семьи, на принятие своей семейной ситуации. Чтобы в будущем ребенок мог создать свою более благополучную историю. Помогаю ребятам сформировать внутреннюю опору, увидеть себя и свои потребности, осознать возможности, научиться распознавать свои чувства и эмоции. Даю ребенку ресурс для дальнейшего развития. Учу самостоятельно наполнять себя ресурсным состоянием, чтобы справляться с кризисными моментами, противостоять стрессовым ситуациям.
Ещё я работаю с родителями детей, которые воспитываются в детском доме. Это когда есть возможность воссоединения семьи. И тут моя задача помочь родителю взрастить свои родительские компетенции, восполнить психологические дефициты, что быть благополучным родителем своему ребёнку.
Впрочем, это актуально и для просто кризисных семей, где дети проживают дома. С такими семьями я тоже работала ранее.
С какими запросами чаще всего приходят ребята в учреждениях?
Чаще всего ребята хотят поговорить про отношения, коммуникацию со сверстниками. Иногда приносят свои страхи, тревогу. С запросом о том, что хотят разобрать чувства к родителям, самостоятельно приходят редко. Но в рамках личной терапии эта тема почти всегда поднимается и прорабатывается.
Какими методами пользуешься в работе?
Так как работаю я, в основном, с детьми, то использую преимущественно интегративный подход. Это и арт-терапия, и телесные практики, и метафорические карты.
Есть ли кейсы, которыми ты гордишься?
Да, конечно. Это выпускники, которые не повторили путь своей семьи, а выстроили свою жизнь иначе. Это родители, которые вынесли из своих ошибок урок, и сделали правильный выбор в пользу своей семьи. Ты не только квалифицированный психолог, сотрудник фонда, но и приёмная мама… Расскажи! С Настей я познакомилась в детском доме. Психологом ее не была, но общались много. Спустя 2 месяца Настя поступила в колледж, мы больше не виделись в стенах учреждения, но связь не потеряли. Девочка познакомилась с моим мужем и детьми. Стала бывать у нас в гостях. В какой-то момент я поняла, что в общении с ней я включаюсь как родитель. Так я и стала опекуном девочки-подростка. Сейчас Насте 24 года. У неё своя семья. Она мама пятилетней дочери. Мы по-прежнему близки. И я ни дня не жалела о принятом решении.
Что ты можешь посоветовать родителям детей-подростков?
Могу посоветовать лучше чувствовать своих детей, поддерживать их авторство, не критиковать за закорючку… быть всегда рядом и побольше разговаривать. Именно разговаривать, а не поучать и критиковать, глядя в смартфон.
Говорите с ребенком о чувствах: своих и его. Ребёнку любого возраста важно быть услышанным и угаданным родителем.